Князь Василий говорит о своих сыновьях: "Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль - беспокойный". Они всей одной породы, Пьер потом скажет "бессердечная порода". Они безнравственны, порочны, бездуховны: и Элен, и ее братья. Что касается внешности, то безобразие Ипполита Толстой объясняет через его сходство с красотой Элен: "Le charmant Hippolyte поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот -- все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение".
То есть Ипполит дурен прежде всего потому, что умственно недоразвит. Анатоль, напротив, хорош собой, как и Элен, но в нем абсолютно отсутствует духовная жизнь. Порочность Элен и Анатоля подчеркивается и через намек на возможность инцеста между ними. То есть все Курагины неполноценны, на грани вырождения, и Толстой не скрывает свою неприязнь к ним, наделяя каждого отталкивающими чертами. Все они одинаково неприятны: и красавец Анатоль, и Элен с ее античной красотой, и идиот Ипполит. Их родовые черты - полнейшая бездуховность и бесчувственность к другим людям. Родство подчеркивается и через физическое сходство. Ипполит уродлив, потому что у него вырождение проявляется в наибольшей степени.