Человек не способен ощутить полноту жизни, если его мировосприятие и убеждения формировались под принуждением. Поэтому свобода вероисповедания – одно из фундаментальных прав человека, провозглашённых Исламом.
Каждый имеет право индивидуально или вместе с другими исповедовать религию, и создание препятствий на пути к определению человеком своего отношения к религии или богослужениям непозволительно. Ограничение свободы вероисповедания допустимо только по соображениям общественной безопасности – например, если религиозная пропаганда направлена на ущемление человеческого достоинства, распространение религиозной нетерпимости, суицидного насилия, агрессии по отношению к обществу и т. п. Этот принцип нашёл отражение в аяте Корана: «Нет принуждения в религии» (сура «Аль-Бакара» , аят 256).
Коран не допускает применение насилия при распространении Ислама, и поэтому во времена Пророка (мир ему и благословение) и в эпоху праведных халифов распространение мусульманской религии никогда не сопровождалось применением силы, казнями или преследованиями иноверцев. Если, когда мусульмане наставляли и призывали людей на путь истины, против них выступал кто-либо с оружием в руках с целью воспрепятствовать им в доведении до людей правды, мусульмане соответственно отвечали им, и то после того, как были исчерпаны все мирные пути решения данной задачи.
Мусульмане никогда не позволяли себе, и даже в военном положении, использование силы против мирных людей, детей, женщин, стариков. Принуждение и насилие не способны пробудить в людях любовь к вере, а Ислам – это религия милосердия и любви. Коран не приемлет лицемерного обращения в Ислам.
Основой религии является истинная вера (иман) , имеющая место в сердце человека. Формальное исполнение каких-либо ритуалов не есть религия. Поэтому невозможно насильно заставить человека искренне верить, и принуждение в данном случае даёт лишь отрицательный эффект. К вере человек должен придти сам, добровольно и осознанно. Во многих аятах Корана подчёркивается, что лицемеры лишь подрывают единство мусульманской уммы, и поэтому исламский призыв всегда характеризовался мудростью, состраданием и человеколюбием.
В Коране сказано (смысл) : «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним, когда они противостояли тебе. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура «Алю Имран» , аят 159).
Коран велит уважать право людей на свободное исповедание своей религии. Мусульманин может лишь разъяснять основы своей религии, но наставить людей на прямой путь не в его власти, об этом сказано в Коране и в многочисленных хадисах Пророка (мир ему и благословение) .
Историк Эдуард Гиббон в своём известном труде «Закат и падение Римской империи» признавал, что мусульмане не принуждали христиан отрекаться от Евангелия и принимать Коран. «Гражданские должностные лица, – писал он, – охраняли достоинство, привилегии и церковную юрисдикцию патриархов, епископов и духовенства; учёность христиан доставляла им должности секретарей и методиков; они могли обогащаться на доходных должностях сборщиков податей, а благодаря личным достоинствам они иногда возвышались до управления городами и провинциями» .
Если Вы не верите в Бога, то это не дает Вам право оскорблять все религии. Никто не собирается Вам навязывать свою точку зрения. Будьте терпимее. У каждого свой выбор и каждый сам в ответе за свою жизнь.