Уважение славян к родной земле общеизвестно. Отправляясь в дальний путь, в ладанки увязывали щепотку родимой земли. Быть похороненным на родине считалось величайшим благом. Неудивительно, что клятвы землей были очень распространены. Например, при утверждении мирных договоров подавали пучок сорванной травы или клок обрезанных волос; трава, как волосы Матери-Земли, и волосы, как воплощение земной травы, считались символами самой богини и удостоверяли, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся неприкосновенными.
В позднейшие времена на Руси вместо формальных договоров при спорных делах о межах и землях употреблялся обряд хождения по земле с глыбою земли. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с травой на спорном поле, и шел с ним в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить законная граница. При этом приговаривалось: «Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу! » Считалось, что под покровом Матери-Земли человек не посмеет покривить душой, и показание его принималось за истину. Глыба дерна была также символом всей поземельной собственности человека при торге землею, и, передавая ее покупщику, продавец как бы обозначал момент перехода собственности. Отсюда ведет свое происхождение загадочное выражение «продать в одерен» - то есть в полную собственность. Подобные обряды существовали и у других славянских народов, не только у русских.
Очень страшна клятва землей. Применение этой клятвы, когда каждая из договаривающихся сторон съедала комочек земли, гарантировало стопроцентное соблюдение договорных условий. И не удивительно. Каждый из клявшихся знал, что если не исполнить договор, то "земля его задавит". Это могло проявиться в том, что человек неожиданно погибал при обвале дома. Человек мог остаться замурованным в пещере, гроте и даже оказаться заваленным землей в овраге. А чаще всего такого человека земля начинала давить изнутри - сосуды и ткани его тела начинали зашлаковываться с бешеной скоростью.