Художники и скульпторы эпохи Возрождения стали искать божественную красоту не на небе, а на земле, стремясь понять божественное через земное. Образцом для творчества они избрали античность, противопоставив её готики. Вместо Священного Писания они стали изучать сочинения античных авторов, в первую очередь произведения великого греческого мыслителя Платона. Возрождая античные формы, художники утверждали при этом, нравственную и эстетическую ценность личности.
Художественная культура Возрождение открыла не только человека, но и тот реальный мир в котором он жил. Художники Ренессанса не только воспроизводили натуру, они её изучали и устанавливали закономерности. Художественное видение мира сочеталось у них с научным, преимущественно математическим взглядом на вещи. Крупнейший теоретик искусства Л. Б. Альберти в своих работах подчёркивал, что математика является основой правильного отображения действительности. Важнейшим достижением живописи было открытие перспективы, полностью изменившее видение мира. Это чисто техническое средство организации пространства на плоскости определило точку зрения, с которой воспринималось всё изображённое в живописной композиции.
Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи, к реализации принципа - «подражать природе. При этом не забывали и о красоте, ибо, в живописи изящество не только приятно, но и необходимо, и искусство теряет смысл, если оно лишено эстетической прелести.