как относится венецианская хартия к реконструкции памятников
как относится венецианская хартия к реконструкции памятников?
как относится венецианская хартия к реконструкции памятников?
Венецианская хартия
Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест
Венецианская хартия принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 г.
Принята ИКОМОС в 1965 г.
Статья 15.
Всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно допустить лишь анастилос, то есть возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения условий консервации памятника и восстановления единства его форм.
В российском законе и венецианской хартии нет определения реконструкции памятника, хотя многие из позиций, рассматриваемых в этих документах на самом деле относятся к этому виду деятельности.
В американских стандартах специальный раздел посвящён этой теме. При этом под реконструкцией понимается «действие или процесс отображения с помощью нового строительства формы, элементов и деталей, не дошедших до наших дней участка, ландшафта, здания, структуры или объекта с целью воссоздания их внешнего вида в определённый период времени и в историческом местоположении» . В этой трактовке вполне правомерно, что и в Веницианской хартии, и в российском законодательстве реконструкция выносится за скобки понятия «сохранение объекта наследия».
В 2001 году принц Чарльз взял под покровительство международную информационную сеть INTBAU, объединившую традиционалистов. На конференции INTBAU в ноябре 2006 года был поставлен вопрос о необходимости пересмотра Венецианской хартии. В брифинге организации эта потребность мотивировалась следующим образом:
«Главная мысль Венецианской Хартии – реставрация кончается там, где начинается гипотеза, а старое и новое должны четко разделяться, в частности, по стилю. На момент принятия этого документа модернизм в той или иной форме представлялся единственно возможным стилем современной архитектуры, любое подражание прошедшим эпохам казалось подделкой «под старину» . Решение 1964 года было вызвано и политической ситуацией периода Холодной войны: модернизм воспринимался как символ свободы и демократии, а обращение к традиционным формам казалось свойственным странам социализма. Также на Хартию повлияло распространенное после Второй Мировой войны представление о “конце истории” – о начале совершенно нового периода развития человечества, в архитектуре выразившегося в господстве модернизма. Поэтому любая отсылка к стилям прошлого воспринималась, особенно в сфере реставрации и реконструкции, как попытка подделать оригинал».