ЛF
Людмила Filippova

что такое гносеологизм (в философии)

Sw
Sweet

"ГНОСЕОЛОГИЗМ"

Чтобы не выражаться столь туманно, обратимся к примерам. С недавних пор на страницах нашей печати встречается специальный термин, созданный для обозначения особой опасности, проистекающей из веры в истину. Эта опасность называется "гносеологизм". Люди тридцатых годов, рассказывают нам сочинители новой мифологии, страдали односторонним гносеологизмом, откуда и все темные стороны их времени.

Ах, дорогой читатель, мне приходилось слышать на своем веку много обвинительных формул, хороших и разных - от жизни никуда не уйдешь. Некоторую изобретательность в этом отношении проявили не только 30-е годы. Однако такого уклона, как "гносеологизм", я никогда не слышал. Не было и "примиренчества" к нему, согласно забытой теперь номенклатуре.

Но мы живем с вами в другое время. Право иметь собственное мнение по теоретическим вопросам сегодня никем не оспаривается, и стоит, пожалуй, воспользоваться этим правом и привести некоторые выдержки из распухшего за последнее время дела о "гносеологизме" 30-х годов. Кто первый выпустил утку о "гносеологизме" - не знаю, да и знать не хочу, но вижу, что уже пошла писать губерния.

М. Каган в толстой книге, уверенно названной "Лекциями по марксистско-ленинской эстетике", пишет, что в 20-х годах имело место "увлечение проблемами социологии искусства вплоть до полного поглощения ею эстетики, и вульгаризованная трактовка самой социологии искусства"[21]. Попытки преодоления этих недостатков, как сообщает автор, относятся к 30-м годам. "В искусстве увидели теперь форму отражения и познания действительности, и на авансцену эстетической теории вышла категория "реализм"[22]. Автор условно сочувствует этим "попыткам", но тут же подчеркивает свое превосходство над столь устаревшей точкой зрения: "К сожалению, в эти годы преимущественное внимание стало уделяться гносеологическому аспекту художественного творчества, что нередко приводило к абсолютизации познавательного начала искусства, к представлению о реализме как о внеисторическом, вечном качестве искусства, к игнорированию положительных моментов, заключенных в социологии искусства 20-х годов. Нужно также признать, что в это время в советской эстетической мысли, а также в художественной критике и в самом искусстве начали проявляться элементы догматизма, усилившиеся после войны, во второй половине 40-х и начале 50-х годов". Вместе с "выходом на авансцену" эстетической теории самого М. Кагана "эти ошибки стали преодолеваться решительно и всесторонне"

Ту же схему насчет того, что в 30-х годах преимущественное внимание "стало уделяться" гносеологическому аспекту, а со второй половины 50-х годов эти ошибки "стали преодолеваться", читатель найдет в книге Ю. Давыдова "Искусство как социологический феномен". Автор утверждает, что "эстетики тридцатых годов" были "зачарованы" магической формулой гегелевской диалектики - формулой тождества противоположностей. "Магический смысл этой формулы заключается в том, что она давала ее обладателю прочную иллюзию решения любого вопроса еще до того, как он, собственно, был как следует поставлен и сколько-нибудь удовлетворительно сформулирован. Стоит только найти в проблеме "две стороны", а затем сказать, что они должны быть "едины", согласно закону "единства противоположностей", как оказывается, что проблема вроде бы уже решенаВ искусстве увидели теперь форму отражения и познания действительности, и на авансцену эстетической теории вышла категория.

ТЕБЯ ЧТО, В ГУГЛЕ ЗАБАНИЛИ?!

Похожие вопросы
Что такое философия? Скиньте цитат.
А что такое философия? КТо что скажет
А что такое философия ?
Что такое философия ?
что такое природа философии?
Предмет философии. Что такое философия?
Философы, спасайте! Что такое патристика?
Для настоящих философов, а не мнящих себя такими.
Что такое философия и кто такой философ, по-вашему мнению?
Что такое "традиция" в философии?