Натуралистическое направление в музыкальном театре Италии и Франции рубежа XIX-XX веков
http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a402.php
«Дитя-повелителя» Брюно можно причислить к явлениям «музыкального натурализма» , где современный сюжет из жизни булочника и прозаическое либретто Золя - главного идеолога «натурализма» .
Оперу Г. Шарпантье «Луиза» причислили к разряду натуралистических произведений благодаря подражанию звукам улицы и шумам Парижа.
Французский «натурализм» чем-то напоминал вулканическую смесь, где странным образом соединилось множество разнородных элементов: идеи Золя коренным образом преобразовать французское общество, желания Брюно и Шарпантье привлечь в оперу широкую аудиторию - «простого рабочего» и посвятить ему свои сочинения, стремление композиторов всеми силами противостоять мощному влиянию Вагнера. Но как художественное направление во французском музыкальном театре, отмеченное уникальностью и своеобразием, «натурализм» не сложился.