Что нового появляется во взглядах Маяковского на роль и значение русской классики для современности?
По стихотворению "Юбилейное"
По стихотворению "Юбилейное"
В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе
В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику "с парохода
современности» , они заявляли о необходимости отказаться от
классического наследия и создавать новое искусство, искусство
будущего.
Маяковский в ряде теоретических высказываний и стихотворений (например.
"Той стороне". "Радоваться рано") призывал "атаковать" Пушкина и прочих
"генералов" русской классической литературы. Однако известны его признания,
что он читает Пушкина по ночам и потому его ругает, что. может быть, очень
сильно любит. Современники вспоминают, что Маяковский ценил и любил
Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего "Евгения Онегина" (особенно
любил строки, которые он приводит в "Юбилейном» :
"Я знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя. я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я... "). И поэтому такое стихотворение, как "Юбилейное", в его творчестве не случайно. Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского, но особенно отчетливо проявилось
это в "Юбилейном".
Используя в общем-то случайное совпадение - после смерти Маяковского книги
двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом ("Вы на Пе. а я на эМ"). - Маяковский создает неожиданный, многоплановый образ, в котором бытовой
факт переведен в план философских раздумий о сущности поэтического творчества,
о новаторстве и традиции в искусстве.
В числе своих литературных предшественников поэт называет в первую очередь
Пушкина и Некрасова. Он обращается к Пушкину с признанием:
Может,
Я
Один
Действительно жалею,
Что сегодня
Нету вас в живых.. .
Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин:
Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.
Его бунтарство близко Маяковскому:
Вы,
По-моему,
При жизни-думаю-
Тоже бушевали.
Африканец!
Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество-
принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным
Маяковский утверждает искусство, способное "глаголом жечь сердца людей",
истинно новое по форме и содержанию. языку ("речи точной и нагой").
И только такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:
У меня.
Да и у вас,
В запасе вечность.
Личное и обшественное как всегда у Маяковского, тесно переплетаются
в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным:
Было всякое:
И под окном стояние,
Письма.
Тряски нервное желе.
Вот
Когда
И горевать не в состоянии —
Это,
Александр Сергеич.
Много тяжелей.. .
Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает
его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о
сиюминутном и вечном: ведь часто "большое понимаешь через ерунду".
Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда
намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу
непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина,
а только приближает его к читателю.
Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески
теплое восприятие пушкинского наследия:
Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю
Всяческую жизнь!
Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным
показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению.
Это программное стихотворение - своеобразная декларация любви и
уважения к Пушкину и в целом к классическому наследию.
Ну, он начинает писать стихи с матюками...