Минеральные пигменты, - это природные минералы, традиционно используемые в иконописи в качестве красок в виде "яичной темперы", после их предварительной очистки, растирания, и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка.
В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место.
В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, большинство иконописцев отдают предпочтение именно минеральным пигментам.
Как правило основным минералом в составе глин является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (SiO2), 39 % оксида алюминия (АL2O3) и 14 % воды (Н2O). Al2O3 и SiO2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов. Средний диаметр частиц глин составляет менее 0,005 мм.
О природных белилах следует упомянуть особо. Из минералов в этом качестве можно использовать церуссит (безводный карбонат свинца, CaCO3) и барит (сульфат бария, BaSO4).
Лимонит, - землистая, непостоянного состава, скрытокристаллическая разновидность минерала гётит (α-FeOOH).
Химический состав красок в иконописи
Еще о красках
Не позорьтесь, господа!
Оксид алюминия Al2O3 - в природе распространён как глинозём.
И с чего бы ему в древности то не быть?
А то что записать это химической формулой стало возможно позже,
другой вопрос!
Химический состав есть у всего, и именно по нему устанавливают возраст той или иной древности.
Отличный вопрос.
Я уже частично на него ответил в предыдущем вашем вопросе.. .
Попробую уточнить.
И так настоящая икона в ее каноническом исполнении - это темперная живопись по левкасу. ( спросите меня что это)
Связующее, которое использовалось для иконописи вы можете найти в своем холодильнике.
да это яйцо. поэтому темперу принято называть яичной. ( хотя это и не совесм так - там еще пара добавок была дл антисептичекого действия и большей устойчивости к внешним факторам )
Но основа яцо. вернее желток.
Далее пигменты классичекой живописи условно делятся на "земли" - это все цвета охристо-коричневатой гаммы, частично зеленоватые и синеватые оттенки.
Они добывались из глин и минералов которые находили прямо под ногами - на берегах речушек, в оврагах и пр.
Если вы бывали в Коломенском под Москвой там есть овражек - если прсойти по нему можно найти практически всю палитру древнего иконописца.
Но были и другие ДОРОГИЕ пигменты - обычно привозные - как Киноварь ( алый ), аурипигмент ( если я не путаю как то сульфид) ярко желтый, лазури, малахиты.
Далее начиналось самое интересное и кропотливаое ученики-подмастерья растирали пигменты в порошок - уф сам растирал занятие то еще за 5-8 часов монотонного перетирания между двух идеально подогнанных камней получается щепотка пигмента.
Кроме того киноварь жутко ядовита.
Далее пигмент смешивался с яичным желтком раведенным водой и лессировками в несколько слоев писалась икона.
Интересно что яичной темперой в отличии от масла или пва темперы невозможно писать корпусно. То есть мазками а-ля Ван Гог.. .
И объем изначально моделировался именно за счет светящегося через красу левкаса ( оевкашенье кстати тоже достаточно интерсное, но трудное занятие)
Затем наносились "пробелА" дарение а последнем логе не путать с пробЕлами
Это тонкие лессировки белилами плюс графичные удары кисью.
Получались тончайшие белые линии- ими обычно заканчивали. Хотя в случае с очень дорогими иконами после могло быть еще и золочение настоящим сусальным золотом.
Но это совершенно другая история....; )
А почему в старых иконах? Иконописцы такими красками пользуются и сейчас. составляющие покупают в специальных магазинах.