М.И.Глинка говорил:"Учитесь музыке у птиц." А Моцарт большинство своих муз.мелодий перенял,гуляя в соловьиной роще, вдохновляясь их пением. ..Известно,что соловей обладает большим количеством мелодий от 500 до 1000. Вопрос? - Откуда он их берёт?
А пение этой птицы — это целая “наука” для знатоков голосов пернатых. В прежнее время, когда сильнее была развита “соловьиная охота”, то есть выслушивание певцов в природе и содержание их в клетке, были замечательные знатоки соловьиного пения, разбиравшиеся во всех тонкостях различных строф (колен) и оттенков песни того или иного певца.
И. С. Тургенев в рассказе “О соловьях” словами простого птицелова-любителя очень метко и точно описал песню этого замечательного певца. “Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат. А то вот еще у них самая гадкая есть штука: сделают этак: “тру” и вдруг: “ви!” — этак взвизгнет, словно в воду окунется. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдешь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена. А колена вот какие бывают.
Первое: пульканье — этак — “пуль-пуль-пуль-пуль...”.
Второе: клыканье — “клы-клы-клы”, как желна (дятел).
Третье: дробь — выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать.
Четвертое: раскат — “трррррр...”.
Пятое: пленьканье — почти понять можно: “плень-плень-пленъ...”.
Шестое: лешева дудка — этак протяжно: “го-го-го-го-го”, а там коротко: “ту!”.
Седьмое: кукушкин перелет — самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист.
Восьмое: гусачек — “га-га-га-га...” У малоархангельских соловьев хорошо это колено выходит.
Девятое: юлиная стукотня — как юла (есть птица, на жаворонка похожа) или как вот органчики бывают — этакий круглый свист: “фюиюи-юиюи...”.
Десятое: почин — этак: “тии-вить”, нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают.
У хорошего нотного соловья еще вот как бывает: начнет “тиивить”, а там “тук”. Это оттолочкой называется. Потом опять — “тии-вить... тук-тук”. Два раза оттолочка и в полудара, этак лучше. В третий раз: “тии-вить”, да как рассыплет вдруг, сукин сын, дробью или раскатом — едва на ногах устоишь, обожжет. У хорошего соловья каждое колено длинно выходит, отчетливо, сильно; чем отчетливей, тем длинней. Дурной спешит: сделал колено, оттрубил, скорее другое — и смешался...”.
Д. Н. Кайгородов, много наблюдавший эту птицу, приводит в своем описании соловья запись 12 колен песни, которые повторялись и перестанавливались в различном порядке. Знатоки соловьев отлично разбирались даже в местных особенностях песни. Недаром славились курские соловьи, ценившиеся втридорога.
Один из замечательных охотников-любителей, И. К. Шамон, в своих воспоминаниях о соловьях рассказывает: “Наши (московские) соловьи отлично кричали лягушками, тремя песнями — кваканье, дудка, вроде червяковой россыпи, и гремушка — волчковой дудкой и раскатом (волчок-поползень). Раскат исполнялся не глухо вниз, но сильно и длинно. Кроме этих местных соловьев, встречавшихся у нас в окрестных лесах и садах, в конце 20-х годов были новосельские (тульские) соловьи, прекрасно кричавшие стукотнями и кукушкиным перелетом; малоархангельские, с хорошей песнью “гусачек” — “га-га-га-га”. Но лучшими были привозные из южных губерний, курские и черниговские... Курская, каменовская птица удивляла своими дробями и привлекала к себе весь тогдашний охотничий мир. Их было девять манеров; особенно выдавались дроби “в оборот”. Из дробей замечательна “зеленухой” (лесной канарейкой), затем “тревога” (вроде барабана), желна, дудка, трелевая, стукотня, свист, клыканье, кукушкин перелет. Бердичевские соловьи кричали всеми дудками: польской, дешевой, водопойной, лягушечьей. Кроме того, кричали журавликом (“курлы”). Польские отличались своей типичной песней — трелевой дудкой, кричали и другими дудками и дробями, также стукотнями; выдавалась “овсяночная”. Относительно польского соловья надо заметить, что это совсем особенный сорт соловья. Его “ход” и самые песни резко отличаются от всех других (светлая дудка, стукотня, катушка, подъемный свист), хотя при этом он и кричит общими с другими песнями. В половине прошлого столетия очень ценились еще так называемые “свистовые” соловьи, тоже с большим разнообразием колен.
Читатель, может быть, спросит, почему меняются голоса соловьев в средней полосе и на юге. Вероятной причиной этому, кажется, изменение местности, где держатся птицы, находя себе подходящие условия жизни, вырубка или расчистка леса, особенно уничтожение кустарников и вообще мелких зарослей среди леса, причем птица или выпугивается, или население ее уменьшается, а при этом у нее уменьшаются и средства выработки песни, так как полнота песни каждой отдельной птицы зависит от общего хора в данной местности.
Из приведенных выдержек видно, до каких тонкостей изучения голоса доходили знатоки соловьиного пения. Их можно сравнить лишь с любителями-кенароводами. Но разнообразные напевы домашней канарейки искусственны, у соловья же мы имеем природные способности птицы и к подражанию и к звукосочетанию.
Коленца по длине и порядку случайным образом меняют... А коленца вот:Первое: «пульканье» - этак «пуль-пуль-пуль-пуль»
Второе: «клыканье» - «клы-клы-клы», как желна (дятел)
Третье: «дробь» - выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать
Четвёртое: «раскат» - «ррррррр»
Пятое: «поньканье» - почти понять можно «понь-понь-понь», обычно чёрные дрозды так кокают
Шестое: «почин» - этак «тии-вить», нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают
Седьмое: «лешева дудка» - этак протяжно: «го-го-го-го-го», а там коротко: «ту!»
Восьмое: «кукушкин перелет» - самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист
Девятое: «гусачек» - «га-га-га-га». У малоархангельских соловьев хорошо это колено выходит
Десятое: «юлиная стукотня» - как юла или как вот органчики бывают — этакий круглый свист: «фюиюи-юиюи».
Ну и вопросик у Вас! Думаю, что в человеческом понимании у соловья все-таки не мелодии. Орнитолог это пояснит лучше меня. Это трели, рулады, пощелкивания и пр. соловей использует для привлечения половины. Причем в каждой местности они отличаются. С таким же успехом я могу сказать мелодия моря, мелодия ручья, ветра и т.д. В животном мире каждый привлекает свою особь по разному, в том числе и соловей.
держу дома около 40 лесных птиц,бывали и соловьи-обычный,красношейка,синий,свистун,корткое время-китайский(тимелия)по моему насчёт 500 мелодий-врут.Соловей перенимает песню у родителя-поэтому в одном месте и водятся соловьи с богатым набором песни.Ну а песня как обычно-обозначение территории и призыв самки,их и ловят так.
Надо уметь слышать ветер ,шелест листьев ,хорах под ногами и трели соловья ,,свою душу и 5 чувств которые тревожат воображения и шевелят мозги ......знание как написать то ,что идёт ,чтобы не упустить надо иметь стремление и желание воспроизвести на слух в музыке ,но это только мои мысли ....
Это надо искать того человека, который сумел с такой точностью посчитать колличество мелодий от 5оо - 1000 ? Я прнимаю так - раз колличество мелодий расплывчато, тем самым хотят покзать, безусловную, гениальность композитора Амодея Моцарта. Спасибо за вопрос. А ваше мнение.?
Вероятно и от других звуков природы, Например : раньше рядом с соловьем в клетке подвешивали жаворонка в клетке и, у первого появлялись в трелях элементы пения жаворонка.Видимо птичка умеет применять те звуки, которые производят на нее впечатлений ?
Звуки, издаваемые птицами - это элемент коммуникации.Откуда берутся - никому не ответить.Солвьёв слышу нечасто,а вот дрозды у нас поют с весны до ранней осени.То же мелодий хватает.Если долго насвитывать одно и то же - могут поворять.
у соловья обостренный слух, онслышет все, как падает листок. как он дрожит при ветре,все кругом музыка, человек неслышет всего этого( единицы,обладающие абсолютным музыкальным слухом перенимают( А Моцарт у нас -один! Я ТАК ДУМАЮ.
Шум рощи, шорох листьев, музыка ветра... каждый день одинакова, но и каждый день различна. Почему соловей не может под каждый миг своего существования вдохновиться природой и исполнить столько мелодий?
А мне интересно другое. Почему люди легко позволяют себе придумывать идиотские вопросы и легко обременяют ими других. Как Вы думаете, у них не хватает такта или просто воспитания?
Как от куда....понасмотрится на гуляющих в саду и выдаёт...хорошо что мурку Моцарту не напел)))А если серьёзно голос в 7 октав ...как он ещё 2000 не выдал..жаль что не выдас(
Они природные импровизаторы. Ведь свук это колебания воздуха? Вполне возможно что их ощущения этих колебаний очень сильны. да и мелодии врят ли имеют диссонансы.
Любовь.... Что касается Моцарта, многие свои произведения написаны им на заказ...И он сам не любил их...Для Моцарта музыка была деньгами....Отец приучил с детства...
Ах ,как нам хочется слыть умными ,образованными............Не хотим признать природный инстинкт...........Всё в наших руках!!!!!!!!!!!!!Медведь на велосипеде ездит???????????????
если разобраться то всему виной его голосовые связки ну и устройство клюва , а так как таким его создала мать природа то следовательно вопрос не по адресу.
Что тут не понятного сочиняет в произвольной форме. Примерно как человек после литра водки может подобрать 1000 песен под одну мелодию или на оборот.
Могу предположить, что часть от старших, родителей, а потом пополняет репертуар песнями соседей, других птиц, как будто слышал, что копировал и у людей.
когда мы меняем интонацию голоса при разговоре....мы же не думаем откуда этот звук берется...так и соловей...может плохо объяснила...но надеюсь понял ))))
Даже среди Людей есть вундеркинды! Нам нравиться трель - соловья и Мы считаем его возможности! Кто - нибудь просчитал возможности человека!?