MM
Misha Martirosov

Леонардо да Винчи Вакх. Помогите, пожалуйста, ничего не могу найти интересного об этой картине.

Помогите, пожалуйста, ничего не могу найти интересного об этой картине.

Антон
Антон

«Вакх»

Это произведение Леонардо да Винчи, вместе с Иоанном Крестителем, должно быть признано одним из характернейших произведений Ренессанса. Как указано в тексте книги, этот Вакх не передает идеи классического Диониса с его жестоким кровавым культом и хищными поступлениями натуралистического характера. Правда, в искусстве древних греков Вакх изображался иногда с женоподобными чертами лица и тела, но именно эти черты - женские, женоподобные - являются символом его плодотворной и плодородной натуры, как бы образным намеком на то, какое значение имеют в жизни вакхические экстазы. В произведении Леонардо да Винчи Вакх является, по своему безволию, по своей физической и психической нейтральности, прямою противоположностью тому мощному, мстительному Дионису, каким он выступает в классической легенде, в пластических произведениях древнего искусства, в гениальной трагедии Еврипида «Вакханки» . При своей обольстительной наружности он таит в себе непреоборимую хищную силу. «Да, всех богов сильнее Дионис» , - говорит хор в трагедии Еврипида.

ВР
Вероника Рудая

бог разврата и вакханалий, не он?

Ел
Елена

«Вакх»

Это произведение Леонардо да Винчи, вместе с Иоанном Крестителем, должно быть признано одним из характернейших произведений Ренессанса. Как указано в тексте книги, этот Вакх не передает идеи классического Диониса с его жестоким кровавым культом и хищными поступлениями натуралистического характера. Правда, в искусстве древних греков Вакх изображался иногда с женоподобными чертами лица и тела, но именно эти черты - женские, женоподобные - являются символом его плодотворной и плодородной натуры, как бы образным намеком на то, какое значение имеют в жизни вакхические экстазы. В произведении Леонардо да Винчи Вакх является, по своему безволию, по своей физической и психической нейтральности, прямою противоположностью тому мощному, мстительному Дионису, каким он выступает в классической легенде, в пластических произведениях древнего искусства, в гениальной трагедии Еврипида «Вакханки» . При своей обольстительной наружности он таит в себе непреоборимую хищную силу. «Да, всех богов сильнее Дионис» , - говорит хор в трагедии Еврипида. «Богоборец» Пентей обращается в нему, в той же трагедии, со следующими словами:

Ну, дай взглянуть, каков ты. Ишь, красавец,
Как раз на женский вкус! А ведь для жен Ты в Фивы и пришел. Да, не в палестре,
Конечно, локон нежный твой взращен,
Что вдоль щеки лежит, соблазна полный,
Не на припеке солнца, в холодке
Ты кожу белую свою лелеял,
Когда красой Киприду уловлял.

(И. Ф. Аиненский) .

Этими словами Еврипид делает образ Диониса именно двойственным, а не нейтральным: он обольстителен в своем нежном изяществе, в своей красоте, но это изящество хищной пантеры, это красота, обвеянная холодком, вышедшая из морозных глубин античной истории. Его белая кожа взлелеяна не на припеке солнца и не в теплой тени человечной культуры, а на Кифероне, среди диких оргий вакханок и менад. Мудрый прорицатель Тиресий противопоставляет дары Диониса дарам прозаически полезной Деметры. Эти дары вносятся прямо в душу человеческую, давая ей силу высокого исступления в вещих грезах и воинственных делах. «Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса. Но Дионис «не чужд Арея» , и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом. В одном из гимнов гомеровской коллекции он так рисуется в своей юношеской и олимпийски мощной красоте: на могучих плечах его пурпурный фарос, чудные кудри его с синим отливом, а в синих очах божественно самоуверенный смех над врагом, которого он властен обессилить одним своим движением. «Я -Дионис Громозвучный, - говорит он о себе, - дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила» . Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном» . Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха.

Итак, женские черты Диониса лишь намек на то, что он рожда-ет из себя, из своей природы, из своих бесформенных мистических начал, все, что есть свободного и обновляющего в жизни. Это оргийно - хищное и в то же время плодотворное, истинно религиозное начало в древнем богопонимании. Но Вакх Ренессанса - существо бездеятельное, бесплодное и чуждое глубоким, всегда религиозным экстазам как древнего, так и нового мира.

Похожие вопросы
где скачать видео. Леонардо да Винчи. подскажете где можно скачать видео о искусстве (картинах) Леонардо, зарание спосибо
Скажите пожалуйста все шедевры леонардо да винчи
где находится кролик на картине Леонардо да Винчи "Та́йная ве́черя"???
"Тайная Вечеря", Леонардо да Винчи
Куда Смотрят картины Леонардо Да Винчи.
Леонардо да Винчи Тайная вечеря
Работы Леонардо Да Винчи в храмах
Картина тайная вечеря. Подскажите репродукцию картины Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря"
какая загадка джоконды?леонардо да винчи?
Интересные книга о Леонардо да Винчи