Уже в 1827—1828 гг. Фейербах вы-
ражал сомнения в правильности идеалистического пан-
логизма Гегеля. Размышляя над тем, «как мышление
относится к бытию, как логика относится к природе» ,
Фейербах обеспокоенно спрашивал: «Обоснован ли
переход от одной к другой? » Фейербах приходил к вы-
воду, что гегелевский тезис о самоотчуждении логиче-
ской идеи в природу не обоснован: поскольку абсолют-
ная идея провозглашается Гегелем находящейся пер-
воначально в стихии «чистого мышления» , она может
знать лишь о нем и ни о чем другом. Поэтому декла-
396
рируемый Гегелем переход от логической идеи к при-
роде Фейербах счел фактически дедуцируемым «не из
логики, не логическим, а алогическим путем» . При
уточнении того, что понимается Фейербахом под
«алогическим путем» , видно, что он встает на путь ма-
териалистического признания первичности природы
и ее отражения в человеческом мышлении: «Логика
только потому переходит в природу, что мыслящий
субъект вне логики натыкается на непосредственное
бытие, на природу, и вынуждается к признанию ее бла-
годаря непосредственной, то есть естественной точке
зрения» . Со свойственной ему афористической сжа-
тостью и яркостью Фейербах так образно формули-
рует свой в сущности материалистический взгляд на
соотношения логического мышления и природного
бытия: «Не было бы природы, никогда логика, эта не-
порочная дева, не произвела бы ее из себя
В те же годы антипатия к теологии, стимулиро-
ванная гегелевской философией, переросла у Фейерба-
ха в несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении
философии и религии. Сомневаясь в правомерности
утверждения Гегеля о «согласии философии с рели-
гией, именно с учением христианской религии» , Фейер-
бах писал: «Во всяком случае существующие религии
заключают бесконечно много отвратительного и не-
совместимого с истиной» . Фейербах ставил вопрос и
о том, «не следовало ли бы самую религию понять
в более общем смысле» и иначе, чем как гегелевскую
необходимую «ступень духа» . Предметом фейербахов-
ских сомнений стало, наконец, даже притязание геге-
лизма на статус «абсолютной философии» , полностью
и адекватно решающей мировоззренческие проблемы
на все времена. Задавая вопрос: «Каково отношение
философии Гегеля к современности и к будущему?» ,
Фейербах в последующих вопросах, носящих ритори-
ческий характер, по сути дела, отрицал ее способность
понять настоящее и тем более быть руководством для
будущего: «В качестве мира мысли не есть ли она мир
прошлого? Не сводится ли она к воспоминанию о
том, чем он был, но чем он больше не является? »
Все это означает, что критика Фей-
ербахом гегелевского идеализма, принявшая осознан-
ную форму в 1839 г. , началась за десять с лишним лет
до четкого размежевания с философией Гегеля.