Восстание декабристов потерпело поражение, но значение его от этого меньше не стало - оно вошло в историю как первое организованное выступление против самодержавия. Знаменательно оно еще и тем что поднялись против самодержавия его опора и оплот- дворяне, офицеры. Интерес к декабристам, их влияние на русское общество и культуру определяется не только тем, что они были первыми, но и их нравственным бескорыстным подвигом, личными качествами "лучших людей из дворян". Декабризм можно рассматривать как явление политической истории (антиправительственный мятеж офицеров) . Но декабризм можно рассмотреть и как факт истории русской культуры: возникновение особенного -- "декабристского" -- типа человека и литературное течение в русском романтизме.
Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю. М. Лотмана, явилось создание "особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история". Яркой особенностью поведения декабристов было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. На это повлиял, в частности, личный опыт декабристов, большинство из которых были боевыми офицерами, выросшими в эпоху европейских войн, ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твёрдость, упорство в достижении цели. Готовность к поступку -- самая заметная черта в облике декабристов.
Литературным центром декабристов было руководимое Ф. Н. Глинкой "Вольное общество любителей российской словесности", в сфере влияния декабристских идей находилась "Зелёная лампа", свою литературную политику декабристы (Н. Тургенев, М. Орлов, Н. Муравьёв) пытались проводить в "Арзамасе", а когда эта попытка окончилась неудачей, Н. И. Тургенев создаёт "Журнальное общество". Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были "Труды Вольного общества любителей российской словесности" (или "Соревнователь просвещения и благотворения", 1818-1825), альманах А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева "Полярная звезда" (1823-1825), "Мнемозина" В. К. Кюхельбекера (1824), "Русская старина" А. О. Корниловича и В. Д. Сухорукова (1825).
у них нету никакого подвига, а вот у их жен есть