Жил бы в столицах, был бы богат - может и не превратился бы. Все провинция, скука, окружение такое. Но уж во всяком случае та девушка, по которой он страдал, никак бы его не спасла. Потому как и сама была скучная и талантами не блистала. Вернулась домой с неустроенной жизнью, а Ионычу уже ничего, кроме как вкусно пожрать и выпить уже не надо. Ни она не нужна с ее музыкой, ни ее семейка з тупыми заезженными шутками.
Чехов в финале указывает на то, что определяющим фактором падения была сама натура Старцева. Человек усреднённый изначально подвержен разрушению, влияние общества отходит на второй план. Старцев сознательно встаёт на путь механического существования в городе, где Котик день ото дня лабает на рояле, а батя говорит: "Недурственно! " Т. е. по Чехову диагноз: помешать не могло бы НИЧЕГО.))
Бездуховность погубила Старцева. Что могло бы его спасти? Внутренняя работа над собой, сопротивление среде - пошлой, мещанской, обывательской жизни.