ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ, вид тканного вручную декоративного изделия – безворсового ковра-картины. Искусство шпалеры достигло расцвета в эпоху готики во Франции, но его истоки прослеживаются в древних культурах. Шпалеры являются ценными источниками для истории костюма, выполняя, таким образом, не только декоративные, но и документальные функции.
С древнейших времен ковровые ткани служили домашним нуждам и использовались как украшение. Для придворных и церковных церемоний требовались роскошные, но в то же время удобные в употреблении средства декора; для этого очень хорошо подходили тканые картины, которые было нетрудно хранить и перевозить. Из летописей известно, что шпалеры широко использовались в разных случаях – для убранства комнат временного жилища короля, для оформления религиозных празднеств и просто в качестве драпировок стен холодных каменных залов средневековых европейских замков. Знатные люди, путешествуя, брали с собой шпалеры, порой огромных размеров, которые могли использоваться в качестве передвижных перегородок, отграничивавших спальню.
Многочисленные войны привели к тому, что комплекты шпалер оказались разрозненными; многие великолепные изделия были разрезаны на куски, а другие сожжены ради золота и серебра из их нитей.
Сюжеты средневековых шпалер, в сущности, сводятся к трем видам: религиозные, мифологические и эпизоды придворной жизни. Сцены из жизни горожан сравнительно редки; обычно на шпалерах изображались возвышенные легенды или славные исторические события. В эпоху готики преобладали библейские сюжеты, например Царица Савская, Принесение во храм Младенца Христа, Святой Реми. В 17–18 вв. интерес к этим сюжетам ослаб; в замках королей Франции Людовика XIV и Людовика XV, Шамборе и Компьене, были прекрасные шпалерные кабинеты с ткаными картинами светского содержания. В домах знати и горожан чаще встречались вердюры (франц. – зелень) – пейзажи с преобладанием зеленой листвы. Не менее популярны были т. н. мильфлёры – шпалеры, фон которых сплошь покрывали узоры с букетиками цветов. Эти узоры подготовили появление цветочных обоев, которым предстояло вытеснить в убранстве жилых домов дорогие гобелены.
Шпалерное дело развивалось в условиях правительственной поддержки ткацких мануфактур. Ведущие художники диктовали моду на определенные сюжеты и стиль, а техника, присущая каждому отдельному центру, вносила свой вклад в художественное совершенствование этого ремесла. Так, ведущими центрами производства шпалер во Франции были королевская мануфактура Гобелен близ Парижа (ее название стало употребляться как нарицательное для обозначения безворсовых тканых ковров-картин) , а впоследствии – мастерские города Обюссон
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
осень средневековья
готика и чуть -чуть о прикладном