Аплодисментов она не слышит. Тай Лихуа, ведущая солистка Ансамбля инвалидов Китая, потеряла слух в возрасте двух лет. .
Языки жестов, которыми пользуются глухонемые, как и обычные языки, различаются территориально. Более того, они могут различаться в тех странах, где говорят на одинаковом обычном языке. Например, совершенно непохожи друг на друга жестовые языки в США и Великобритании или, например, в Германии и Австрии.

Жестовые языки можно классифицировать по разным параметрам. По основному контингенту пользующихся ими лиц их можно разделить на языки слышащих и языки глухих; с функциональной точки зрения – на вспомогательные и основные языки. По степени автономности от звуковых языков они образуют многомерную шкалу; на одном ее полюсе располагаются языки, структура которых никак не связана со звуковыми языками, а на другом – те, что целиком основываются на каком-то звуковом языке и по существу, как и печатный текст, представляют собой просто перекодировку звукового языка.

Азбука для глухонемых многонациональна, есть русская, английская, немецкая, французская, азбука жестов иврита и даже специальная – для неслышащих малышей. Вот, к примеру, если восклицательным восторгом поднять большой палец вверх в Арабских Эмиратах, то можно и без него, восторженного, остаться. Тамошние жители сочтут, что вы послали их по безошибочному адресу из трехзначного индекса. Или в Болгарии, когда головой кивнут согласительно, не верьте глазам своим – наоборот у них «да» и «нет» головой мотается. Также и у беззвучных людей языки жестов различаются, в каждой стране пальцы разными фигурами складываются. Но друг с другом они всегда объяснятся, потому что есть еще международная азбука, одна на всех понятная.

Важнейшим толчком к развитию жестовых языков и распространению их на территории целых государств стало возникновение в конце 18 в. специальных учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха, во Франции – под руководством аббата Шарля Мишеля де л'Эпе, в Германии – под руководством Самуэля Гейнике.

Успехи французской и немецкой сурдопедагогических школ привели к распространению подобных учреждений в других странах, причем заимствовались либо только сурдопедагогические идеи (как это случилось в Англии) , либо методика целиком, включая и сам жестовый язык. Первая такая школа в России открылась в 1806 в Павловске, в США – в 1817 в Хартфорде (штат Коннектикут) ; обе работали по французской методике. В результате жестовый язык Америки оказался в родстве с русским (через французский) , а вот к британским жестовым языкам (их несколько) он не имеет отношения.
