Чтобы правильно приготовить чай, нужно обязательно использовать
Чтобы правильно приготовить чай, нужно обязательно использовать «пять элементов (пять стихий)» . Что это за элементы и чем представлен каждый из них?
Чтобы правильно приготовить чай, нужно обязательно использовать «пять элементов (пять стихий)» . Что это за элементы и чем представлен каждый из них?
Дерево, огонь, вода, металл, земля
Главная стихия кипяток...
Сахар, чайный пакетик, горячая вода, сливки (по вкусу) , чайная ложка.
Заварки не жалеть нужно
Это японская чайная традиция
О ПЯТИ СТИХИЯХ В ЯПОНСКОЙ ЧАЙНОЙ ТРАДИЦИИ
Как известно, в ходе чайной церемонии происходит взаимообщение всех пяти стихий-первоэлементов: земли, дерева, огня, воды, металла. Считается, что если исключить из этого списка хотя бы один элемент, чай будет неполноценным.
Что касается японской чайной церемонии, традиция которой берет свое начало в древнем Китае. Дело в том, что, пожалуй, на сегодня именно японская традиция чая соответствует древним канонам в наиболее полной мере. Рассмотрим подробнее, как происходит в японской чайной церемонии это взаимодействие стихий.
Вначале древесный уголь (который можно рассматривать как элемент "дерево") воспламеняется и сгорает, таким образом давая в результате "огонь". Попутно получается пепел (на подушке из которого кстати и возжигается уголь) , т. е. "земля". Но не будем отвлекаться от основного круговорота. Первый переход стихий, таки образом, это "огонь" - "земля".
Затем получившийся "огонь" сообщает свое тепло металлическому котлу. В "походных" условиях также используется чайник, но все равно сделанный из чугуна или иного металла) . Таким образом, происходит вторая трансформация: "огонь" - "металл".
Далее, в котле или чайнике находится вода (т. е. одноименный элемент-стихия) , которая под действием выделяемого "металлом" тепла, как считатется, становится более мягкой. Одновременно вода нагревается и над ней превращается в "чайный кипяток" (Тя-но-Ю) , название которого синонимично японской чайной традиции. Чуть позже мы вернемся в этому термину и попытаемся понять, почему он так важен. Вот и третий переход: "металл" - "вода".
Наконец, первоэлемент "вода" в форме "Тя-но-Ю" прогревает чайную чашку "Тя-Ван", изготовленную из глины (т. е. стихии-элемента "земля"). Затем прогретая "земля" осушается, чтобы принять на дно чашки чайный порошок "Мат-Ча". После этого происходит завершающее соединение воды с сухим чайным порошком.
Этого, однако, еще не достаточно для получения чая. Встретившись на теплой "земле", чай и горячая вода превращаются в чайный напиток благодаря тому, что хозяин чайного дома усердно (т. е. вложив в действие все свое сердце или душу -"Кокоро-Ирэ") работает бамбуковым венчиком, представляющим стихию "дерево" и завершая круговорот первоэлементов.
Так замыкается круг стихий и человеком творится чайный напиток, в основе которого - чайный порошок, "Мат-Ча". Но что такое этот чайный порошок? Он получается из листьев растения ("дерево"), предварительно пропаренного над горячей водой, разогретой огнем, а затем смолотого жерновами из камня ("земля"). Таким образом, и здесь участвуют практически все стихии. Человек в этом случае является дирижером церемонии и, так сказать, "координатором стихий". В этом круговороте он занимает центральное место - также как и в иероглифе, обозначающем чай.
Конечно, мы лишь кратко рассмотрели весьма упрощенную схему взаимодействия первоэлементов. Ведь даже в приготовлении "Тя-но-Ю" явно участвуют все стихии: древесный уголь "дерево" становится жаром "огонь" в очаге ("земля") на подушке из пепла "земля", чтобы передать энергию котлу ("металл") для приготовления "чайного кипятка" ("вода").
Есть и другая чайная утварь, которая принимает участие в рождении чая в японской традиции, она также вовлекает в процесс упомянутые стихии (в частности "земля", "дерево") - но уже иначе.
Приятного всем чаепития!
Нужен хороший чай, чистая вода и заварной чайник. Без всяких стихий (дорого им цунами обошлось)