Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества.
Справедливая заповедь «Не навреди!» , провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2,5 тыс. лет тому назад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств» , в которой назвал совесть вершителем всех наших действий.
Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:
- в тщательном продумывании и безукоризненно точном
проведении всех этапов исследований;
- в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке;
- в научной честности и объективности, в стремлении к
истине; ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятельствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне
друг, но истина дороже») ;
- в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.
Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты — норма выработанной учеными этики. И. Ньютон говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов — своих предшественников.
«Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет все-
гда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности» . Л. Пастер (1822—1895), французский микробиолог
Выдающиеся достижения большой науки XX— начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обогащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП — одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты — неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз» .
В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последствия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противостоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий».