Художники Просвещения (как и эпоха в целом) ценили в человеке рациональное начало, ум, интеллект - потому часто, скажем, на портретах мы видим изображенные томики книг, рукописи, статуэтки богини мудрости, сову и т. д. Эпоха романтизма показывает человека с иной точки зрения - как нерациональное часто существо, разрываемое страстями, акцент тут - на сильных эмоциях (причем любовь для романтков - прежде всего несчастливая) , также романтический герой непонят обществом, бежит от него (часто на лоно природы) . Все это, конечно, отразилось в живописи. Портреты эпохи романтизма грустны, задумчивы, часто изображаются на фоне природы (причем "непричесанной", буйной) , а сам "персонаж" изображается часто в несколько небрежной одежде (полурасстегнутая сорочка у мужчин и т. д.).