Концепция Мессии — самая важная из всех христологических концепций, если не с богословской, то, по крайней мере с исторической точки зрения, поскольку она стала основным средством выражения христианского понимания Иисуса. Это доказывается хотя бы тем, что само имя Христос, которое, по сути дела означает «помазанный» , довольно рано стало именем собственным. Иисус стал известен не только как Иисус, именуемый Христом или Мессией (Деян. 3:20), но просто как Иисус Христос или Христос Иисус. Только иногда, по случаю, Павел говорит об Иисусе, но почти всегда он использует составное имя, и чаще говорит о «Христе» , нежели об «Иисусе» . По-видимому, хотя мы и не можем говорить об этом с полной уверенностью, имя Христос стало собственным, когда благовестие об Иисусе как Мессии впервые проникло в языческий мир, который не видел за образом помазывания иудейского смыслового фона, и для которого, в силу этого, слово «помазанный» не имело никакого смысла. На эту мысль наводит хотя бы тот факт, что впервые ученики были названы «христианами» в Антиохии (Christiaoi) (Деян. 11:26), и это слово означало сторонников определенной группы . Перед нами вопрос исторического характера: почему ранние христиане называют Иисуса Мессией, если то, что Он сделал, совершенно отличается от распространенных в ту пору иудейских чаяний? Восходит ли имя «Христос» к самому Иисусу? Признавали ли Его как Мессию, когда он был во плоти? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны рассмотреть смысл ветхозаветной мессианской надежды, современных Иисусу иудейских мессианских ожиданий и затем исследовать мессианский вопрос, как он представлен в синоптических Евангелиях.