Он чувствует, что бродячий философ не виновен
и посылает его на казнь из-за собственной трусости
перед Синедрионом.
Но после смерти Иешуа Пилат понимает, на какие мучения
он обрёк себя при жизни, он хочет как-то искупить свою вину,
но убийство Иуды не оказывается панацеей от вечных мук
исстрадавшейся души прокуратора.
Как и всякий политик, нутром чуя скандал...
Он и не хочет оправдать, в романе отображена позиция автора на эти события
Пилата мучает совесть, как человека всё-таки не бездушного и образованного, он неординарная личность, и когда отдавал Миссию на растярзание толпе, он понимал, что те творят. Растерзал, распял Иешуа не Пилат, а толпа, но смертный грех формально списали на него. Типично для быдло, трактующих в свою пользую постулаты веры, для тех, кто воспринимают веру как сделку, вроде как если усердно молиться, пожертвовать на церковь или нищим, соблюдать посты, т. е. сознательно пойти на некую жертву и ущемлять себя некоторое время в желаниях, то грехи простятся. С искреннем раскаянием это и рядом не стояло. Такие вот фанатики и объявили Пилата и Иуду повинными в грехах, которые между прочим совершила сама толпа, т. е. те, кто обвиил.
И, да, в романе Пилат в итоге сам себя прощает, только после этого его мучения заканчиваются, хотя он мало что мог противопоставить разъярённой тольпе, т. к. власть, она двояка, ведь и пощадить они выбрали "не его, но Варнаву", но даже этот факт не успокаивает его совесть веками.
Он вовсе и не оправдывает себя. Внутренняя борьба чиновника и человека. Попытка сделать бывшее не бывшим.
потому что он приговорил Иешуа под давлением сверху.