АК
Александр Кравченко

О каком "начатке ипостаси" идёт речь, кто знает, а ???(См. стих)

"Ибо причастниками мы будем Христу, если же начаток ипостаси до конца,
заботливо и старательно удержим! " (Евреям 3:14).

Сергей Журавлёв
Сергей Журавлёв

Мне не совсем понятно, какой перевод Священного Писания Вы цитируете. К примеру, на "Азбуке веры" синодальный перевод содержит в указанной фразе словосочетание "начатая жизнь", церковнославянский текст - сочетание "начаток состава", латинский текст - "initi­um sub­s­tantiae" И только в греческом тексте мы видим "ἀρχὴν τῆς ὑποστάσεως".



Следовательно, могу предположить, что слово "ипостась" тут не столько является синонимичным привычному нам слову "личность" (оно в качестве синонима этому слову до каппадокийцев вряд ли могло употребляться) , сколько соответствует чему-то "основательному", "прочному", "реальному", "опорному" (подробнее об античном/раннехристианском употреблении слова "ипостась" см. например у Кураева в главах
"Христианская мысль перед тайной личности" и "Богословие местоимения").

Осталось только понять, что вкладывал в понятие "начатка ипостаси" ("начатой жизни", "начатка состава" и пр. ) апостол Павел. Тут уже на помощь приходят толковники, к примеру, св. Феофилакт Болгарский:

Евр. 3:14. Ибо мы сделались причастниками Христу,

То есть мы и Он стали одно и настолько сделались причастными Ему, насколько тело – главе.. .

если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

То есть веру; ибо чрез нее мы существуем и осуществляем божественное и духовное существование и возрождение. И здесь требует твердо стоять в вере до конца.

Или св. Ефрем Сирин:

"Ибо причастниками Христа стали мы с начала через призвание, – только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, которые пребывали (прежде) , предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет".

Или св. Иоанн Златоуст:

"Ибо мы сделались причастниками Христу" (Евр. 3:14). Что значит: "сделались причастниками Христу"? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он - Глава, а мы -тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его. "Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца". Что значит: "начатую жизнь"? Говорит здесь о вере, которою мы существуем, и рождены, и сделались, так сказать, единым существом (с Ним) .

Похоже, толковники тут единомысленны в том, что речь идет о вере во Христа как Спасителя (и о жизни по вере) , как о чем то "реальном", "опорном", "основательном" (возвращаемся к значению слова).

ЛК
Людмила Кондрашова

14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

Похожие вопросы
О каком ЗВАНИИ идёт речь, кто знает, а ???*(См. стих)
О каких ПРИЧАСТНИКАХ идёт речь в данном стихе, кто знает, а ???(См. стих)
О каком "Золоте" идёт речь в данном стихе, кто знает, а ???(См. стих)
О какой "жизни вечной, в себе пребывающей" идёт речь, кто знает, а ???(См. стих)
О каком "восхищении" идёт речь в данном стихе ???(См. стих)
О какой "соли" идёт речь в данном стихе?? ? (См. стих)
О каком "Сонме" идёт речь, кто скажет? (См. стих)
И опять это странное слово "ипостась"! И кто же мне объяснит, о каком таком начатке ипостаси идёт речь, а ???(См. стих)
Скажите, а о каком таком "начатке ипостаси" идёт речь в данном стихе ? (См. стих)
О каком таком ЧИНЕ идёт речь в данном стихе, кто знает, а ???(См. стих)