Зарзабон Зарзибон
Зарзабон Зарзибон

Как развивается сюжет комедии "Горе от ума" Грибоедова?

Алексей Емельянов
Алексей Емельянов

Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен.
На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого
к Софье.
Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии - общественная драма Чацкого.
История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета.
Первые сцены, утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы.
Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого
и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого.
Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что его не любит, и открыто признается
в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа.
Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в нем после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев,
но и гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали.
Так действие достигает высшей точки, кульминации.
Развязка наступает в четвертом акте.
Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и
Лизой. "Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! " - это окончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой последний монолог
и покидает Москву.
Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершаение любви становится очевидным, а столкновение
с обществом завершается разрывом. Порок не наказан и добродетель не торжествует. Впрочем, от счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта.

Юлия
Юлия

СЮЖЕТ "ГОРЯ ОТ УМА"

Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. /.../ “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого .

Возникновение выдумки - наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано на собственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее с у м а с ш е с т в и е м:

Потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Пущусь подалее - простить, охолодеть,

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

На это горькое признание Софья говорит (про себя) :

Вот нехотя с ума свела!

Софья, выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это:

Он не в своем уме.

Искусство в еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N и потом г. D.

Распространение и рост выдумки.

Похожие вопросы
Вопрос по комедии А. С. Грибоедова "горе от ума".
Мнение И. А. Гончарова о комедии Грибоедова "Горе от ума".
Кто главный герой комедии Грибоедова "Горе от ума"?
Как развивается сюжет комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова?
Тесты по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Письмо литературному герою комедии Грибоедова "Горе от ума"!
В чем превосходство комедии Грибоедова "Горе от ума"?
Всегда ли горе от ума? Может ли быть иначе? По комедии Грибоедова "Горе от ума"
Вопросы по комедии грибоедова ГОРЕ ОТ УМА
Горе от ума по Грибоедову