Одна из центральных проблем комедии – проблема ума.
На страницах произведения сталкиваются два понимания ума:
ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни.
Именно представление об уме становится средством разграничения
"века нынешнего" и "века минувшего".
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение,
наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором
заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему-
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку,
а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг,
чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов
так говорит о свободе мысли:
Ученье-вот чума, ученость-вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений .
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать
все книги бы, да сжечь".
Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-
"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для
званыхи незваных, особенно для иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск,
осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою
подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия,
связанная
с негативным отношением к образованию и просвещению.
Фамусов имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него
умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не
отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией
для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья
нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
Полковник Скалозуб, самовлюбленный, тупой сторонник палочной муштры,
враг свободы и просвещения:
Я вас обрадую : всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему : раз, два ;
А школы сохранят так : для больших оказий.
Фамусов выдвигает свой идеал умного человека.
По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого
положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению
“сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”.
Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но
и опасным, угрожающим привычному образу жизни.
Ум нужен лишь тем, кто умеет им пользоваться.
И чем больше знаешь, тем меньше, , да и хуже спишь.
Иногда приходят в голову такие бредовые, кажущиеся гениальными, идеи..) ) Как у Раскольникова наверное
для Чацкого. и то и то относится к нему.
Ум - для Чацкого очень важен, но при этом он от него старадет, как от чумы, так как никто н ехочет принимать ни его ум. ни его удеи