Смволика цвета в древнерусской иконописи
Иконописцу достаточно того, что по цвету можно узнать предмет. По темно-вишневому плащу-Богоматерь, по светло-малиновому-апостола Павла, по охристому-апостола Петра, по ярко-красному плащу-мучеников Георгия или Дмитрия, по огненно-красному фону-Илью Пророка, который живым поднялся в небесный эфир, и по тому же красному цвету-вечный огонь в аду, в котором Сатана царствует над осужденными грешниками.
Цвет-это в известной степени наиболее бросающийся в глаза внешний признак отдельных предметов реального или воображаемого мира. Это опознавательный знак изображений. По узорчатым парчовым тканям в новгородской иконе „Бориса, Глеба и их отца Владимира" мы узнаем новгородских знатных купцов.
Не нужно думать, что иконописцы всегда придерживались этого подсобного значения цвета. Они не могли удержаться от того, чтобы не отступить от него. В иконах есть краски, которые воспроизводят то, что в мире существует. Но есть и такие, которых нигде не существует и которые делают предметы неузнаваемыми, хотя и прекрасными. Белоснежные церковные постройки похожи на новгородские храмы, которые и теперь еще можно видеть на берегах Волхова. Многоцветные, разноцветные, расцвеченные здания-таких никогда нигде не существовало. Это диковинный сказочный цвет, это краски незримого града Китежа. И такого диковинного цвета могут быть самые различные предметы: таковы разноцветные классические плащи и хитоны, фиолетовые горки, синие и розовые кони. Среди этого сказочного мира нет ничего странного и в ярко-алых херувимах, в красном свете свечи, в ярко-голубых отблесках, которые на горе Фавор падают от белоснежных риз Христа на одежды апостолов
Ого куда замахнулись.
Советую почитать Грабаря ну или любых других реставраторов.
Дело в том что художественно- цветовая схема заимствованная у Византии со временем очень сильно изменилась. Появились свои локальные школы, со своим подходом, но главное цветовым строем живописи.
Все очень просто - часть пигментов такие как Киноварь - (знаменитые алые) - встречающиеся от Рублева до наших дней- едины для всех иконописцев, ( кстати ядовита до жути из-за чего вероятно не один иконописец ушел в могилу до срока... ) так как пигмент является не минеральным, а вот с остальными красками.. .
В Псковской иконописи например очень людили сочетание изумрудно зеленого ( получаемоего из перетертого малахита) с киноварью, в северных иконах преобладают охры и глиноземы - просто потому что пигмент брали прямо под ногами - из тех же глин и минералов. Ну не было у них знаменитых ярко-синих лазурей, не водятся у нас на северах такие минералы.: )
Уральская школа так же отличалась своей неповторимой гаммой.. .
Так что говорить о единой трактовке цвета можно с большой натяжкой.
Конечно можно отметить определенный каноны. Но и они нередко нарушались в отдаленных монастырских иконописных мастерских, так как икона писалась как "список" с более ранней, отсюда достаточно странные искаженные веками пропорции или лишние руки