подскажите назначения поэта и поэзии в эпилоге поэмы реквием (Ахматова)?
подскажите назначения поэта и поэзии в эпилоге поэмы реквием (Ахматова)?
подскажите назначения поэта и поэзии в эпилоге поэмы реквием (Ахматова)?
Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому
народному горю -всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях,
обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.. .
Когда в 30-е годы был арестован сын Ахматовой, Лев Гумилёв, она пишет свой "Реквием", в котором её слёзы, слёзы матери, сравниваемые ею со слезами Девы Марии у креста Спасителя, - это слёзы всей страны, а её боль-боль всего народа.
"Эта женщина одна,
Эта женщина больна.
Муж в могиле, сын в тюрьме:
Помолитесь обо мне! " -
Так писала Анна Андреевна о себе.
Эти поставили многих поэтов перед выбором - эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Ахматова принимает нелёгкое решение-остаться в новой России: "Не с теми я, кто бросил землю". Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: "им песен я своих не дам". Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, "что в оценке поздней оправдан будет каждый час".
Дар поэта-его богатство, Богом данное, но поэт обречен не копить его, а расточать. Задача поэта-неблагодарна, но благородна, она сродни Христовой. Подобно Христу, поэт идет по миру-один, -чтобы творить свое благое дело. И, подобно Христу, он обречен за это узнать “учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы”.
Слава представляется героине неизбежным спутником таланта, “увядшим листом” у него под ногой или же назойливой гостьей, погремушкой, трещащей над ухом. Героине не страшно забвение:
Забудут? — вот чем удивили!
Меня забывали сто раз.. .
Но, несмотря ни на что, Ахматова не покинула родной страны.
Ахматова оказалась сильнее своих коллег и друзей. Она выдержала всё. Не сломалась. Выстояла. И о ней многими годами позже скажет А. И. Солженицын: "Она, как столп, возвышалась тогда надо всем! "
А. Ахматова до последних дней жизни разделяла со своим народом все выпавшие на его долю тяготы и беды. Вторая часть эпилога развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный - глубоко трагический облик и смысл, можно сказать, что ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного Памятника Поэту, стоящему, по его собственному желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это поистине памятник всем жертвам репрессий. Поэзия продолжала существовать даже и тогда, когда, по словам Ахматовой, "поэт жил с зажатым ртом". Время поэтессы прошло через резкие переломы, и это был путь великих утрат и потерь. Поэт выдержал это и смог противостоять всему силой своего правдивого искуссства.