Даты эти - своеобразные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни.
_____________________________
Из дневника Ахматовой:
"В начале января я почти неожиданно для себя написала "Решку", а в Ташкенте (в два приема) - "Эпилог", ставший третьей частью поэмы и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. …
Но, родившись внезапно и легко, поэма пройдет длинный и трудный путь, прежде чем читатель сможет познакомиться с ней.
В 30-40-е гг. Ахматова не могла даже записать эти стихи на бумаге (за что можно было заплатить жизнью) и доверяла их памяти только самых близких людей. Еще в 1940 году в сборнике "Из шести книг" и в журнале "Звезда" (№ 3-4) было напечатано стихотворение "Приговор" .Чтобы замаскировать подлинный смысл строк о своем материнском горе и о всенародной беде, Ахматова в книжном варианте сняла название стихотворения, а в журнальной публикации поставила заведомо неверную дату его создания (1934). И стихотворение, которое являлось, кульминацией тюремного цикла "Реквием" и было воспринято цензурой, критикой, да и почти всеми читателями как рассказ о некой любовной драме (настоящая дата - 1937 год - была восстановлена Ахматовой лишь в более поздних стихотворных сборниках)
Вплоть до 1962 года она не заносила на бумагу ни одной подобной строки более, чем на несколько минут: иногда она записывала тот или иной фрагмент на клочок бумаги, чтобы познакомить с ним кого-то из ближайших и надежнейших друзей. Произносить вслух такие строки Ахматова не решалась: она чувствовала, что и "у стен были уши". После того, как безмолвный собеседник их запоминал, рукопись предавалась огню. В одном из стихотворений мы можем прочитать, как об этом скорбном обряде рассказывает она сама: …
....
Я стихам не матерью -Мачехой была.
Эх, бумага белая,
Строчек ровный ряд!
Сколько раз глядела я
Как они горят.
Сплетней изувечены,
Биты кистенем,
Мечены, мечены
Каторжным клеймом
Почти через 20 лет к циклу 1935 - 1940 годов Ахматова пишет прозаическое "Вместо предисловия". Оно датировано 1 апреля 1957 года, но, скорее всего, написано позже. Requiem тогда еще мыслился именно как цикл из 14 стихотворений; "Эпилог" был только названием одного из них.
И в течение почти двух десятилетий возникали лирические фрагменты, казалось, мало связанные друг с другом. До марта 1960 года не осознавалась сюжетная взаимосвязь этих "отрывков".
И только когда Ахматова написала Пролог ("Посвящение" и "Вступление") и двухчастный Эпилог, "Реквием" получил формальную завершенность. Основной корпус текстов "Реквиема" создан с осени 1935 по весну 1940 года. Еще позднее, в период "оттепели", когда, по-видимому, мелькнула надежда на публикацию произведения (в реальности не состоялась) , написаны важные дополнения к основному тексту: "Вместо предисловия" (1 апреля 1957г. ) и 4 строки эпиграфа.