Не стоит забывать, что за основу, Рафаэль взял как раз то, что было наработано Леонардо и Микеланджело. Это основа знаний Рафаэля. Но Рафэль не просто изображает людей, он демонстрирует их статус и характер.
Основы портретной живописи последующих столетий практически были заложены Рафаэлем. Самым важным он признавал людей, в которых есть что-то примечательное, и это примечательное подчёркивается Рафаэлем. Он явственно отражает и алчность пап, и небесную красоту мадонн, символизирующих земное и небесное начало. Рафаэль даёт сочетание обобщения с конкретной реалистической характеристикой..
"Манера изображения" — тяжеловесный аналог слова "стиль", а ещё лучше в данном случае употребить слово и понятие "способ". Лишь тогда возникает возможность ответить на ваш вопрос. .
Итак, чем способ одного художника, в данном случае Леонардо да Винчи, отличается от способа другого художника, Рафаэля, передавать образ человека?
— Отличается прежде всего подходом к человеку. Для Рафаэля человек только модель, с помощью которой он демонстрирует своё живописное мастерство (не лучшее, кстати, относительно его учителя Перуджино) , а для Леонардо — человек это космос идей, планета символов и отражений многих смыслов и косвенных намеков, и кроме того, человек — это организм со своим сложным мышечно-скелетным устройством, это машина мышц и жил на костной опоре. Это архитектура движения и влияния человека на окружающую его среду. Это влияние человека на преображение и истолкование самих идей, в частности идеи самого человека. Леонардо гигант, мыслитель, а Рафаэль только чувственник, ловкий проворный и успешный мастер, прошедший хорошую школу, но не поднявшийся выше функции просто изображения.
В работах Леонардо мы никогда не обнаружим слащавости, идеализации человека (не путать с идеализацией образа человека) . Взгляд Леонардо на человека критический, испытующий. фиксирующий его во всех моментах, и снаружи и изнутри. Известны серьёзные изыскания Леонардо в области анатомии и паталогоанатомии.
Отсюда и следствие. Леонардо пишет мало, но сложно, со множеством перезаписей, перемен, исправлений. Рафаэль пишет сразу, свежо и однозначно, как первый взгляд на предмет, который уже не меняется.
Леонардо исследует человека изнутри, превращает его в миф, в тайну, а Рафаэль любую тайну о человеке подает как рекламный проспект.
Отсюда и восприятие леонардовских образов как зашифрованные ребусы для интеллектуалов, а рафаэлевские опусы все воспринимаются без труда и, как правило, на ура.
Потому что Леонардо во всём всегда оставался, прежде всего, ученым и дизайнером, даже когда рисовал натуру, а Рафаэль стремился только к красивой и условной форме, которая скоро становилась модной и требовала быстрого подражания ему. Отсюда и римский маньеризм 16 века возникает. По сути дела, Рафаэль его и зачинает той идеей, которая изнутри разрушает внутреннюю гармонию о человеке, о которой мечтал, и которую провозглашал Ренессанс.
По сути дела с Рафаэля и начинается падение Ренессанса в маньеризм и переход в Барокко (в идеях больше чем в форме).
Лиза, сначала скажите нам, что такое мОнера?
пусто