Оля Смольянинова
Оля Смольянинова

Учение конфуция и мо ди

Kv
Kvil

МО ДИ (Мо-цзы) [468 (или 478, 480, 490 и др. ) до н. э. , царство Лу (или царство Сун) – 376 (или 403, 392 и др. ) до н. э. ] – древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель философской школы и организации моистов (мо цзя) . Разработал философское учение, противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал во многих древнекитайских царствах. Имел сотни учеников, славился ораторским искусством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в фортификации. Взгляды Mo Ди изложены предположительно в десяти главах трактата «Мо-цзы» .

Социально-этическое учение Mo Ди основано на принципе «всеобщей любви и взаимной выгоды» (цзянь сян ай, цзяо сян ли) , подразумевавшем соизмерение человеком своих действий с «пользой для Поднебесной» . Выдвинутые им принципы «экономии в расходах» , «экономии при захоронениях» и «против музыки» нацелены против знати и конфуцианства, ритуализм которого потакает тяге к роскоши и дорогостоящим церемониям с исполнением ритуальной музыки. В результате государственные дела приходят в упадок, народ нищает.

Согласно тезису Mo Ди о «почитании талантов» (шан сянь) , «мудрые люди» должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения. Он предложил концепцию происхождения государственной власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: хаос в обществе прекратился с избранием правителя – Сына Неба – и его помощников. Образцом «справедливого» правления для Mo Ди являются древние полумифические «совершенномудрые» правители (см. Шэн) . Разделение обязанностей в обществе Mo Ди рассматривал как причину существования сословий, при этом утверждая равенство политических возможностей: «сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными» . Отвергая агрессивные войны как аморальные, мыслитель сам со своими учениками приходил на помощь государствам, подвергшимся агрессии.

Критикуя конфуцианский буквализм в следовании традиции, философ указывал, что «древние принципы.. . в свое время тоже были новыми» . Отвергая конфуцианское отношение к судьбе (см. Mин) , Mo Ди считал, что те, кто утверждает веру в «предопределение» , – «разрушители справедливости» , ибо лишают смысла творческую активность и труд человека. Вместе с тем понятие Небо (см. Тянь) имеет у Mo Ди теистический смысл. «Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла, подобный инструментам ремесленника – циркулю или угломеру. В развитие тезиса о «воле Неба» Mo Ди выдвинул положение о «духовидении» (мин гуй) как связующем звене между людьми и Небом. «Духовидение» предполагает различение «небесных» духов, духов и демонов рек, гор, земли и духов предков, поклонение им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, за проступки – наказываются.

Похожие вопросы
Управление государством по Конфуцию, каково оно?
КоНфуЦиЙ. Надо 9 идей Конфуция (кому не сложно помогите)
как конфуций рассматривал положение человека в обществе?
Как Конфуций рассматривал соотношение ритуала и филсофии?
В чём Мо цзы (основатель Моизма) было более всего не согласен с Конфуцией?
в чём легисты были более всего не согласны с конфуцией?
4) Как Конфуций описывал понятие человечности
поддерживает ди Библия учение о предназначении ?
Поклонникам Конфуции посвящяется. Кто автор этого изречения???? Конфуций или Нитцше??
Как Конфуций выразился про то, где у человека дом?