Разве церковь не целый институт, а патриарх не декан?
Церковь – это социальный институт, выполняющий три основных функции. Это – глобальный психоаналитик и психотерапевт. Прикоснулся к плащанице и, может быть, сын бросит пить или муж загулявший вернется, получил благословление и простится тебе все вольные и невольные… обманы компаньона, которого кинул на прошлой неделе. В церкви рождества христова в Палестине . священники вместо крестов, держат в руках доллары. За один! Доллар! Отпускают грехи. (За ОДИН!! ! Ну ладно бы за сотку… ) Тут же стоит очередь за Вифлеемскими свечками. Берут оптом. Ящиками. Но ведь помогает… . И недорого. Я без иронии говорю. Второй аспект института церкви – это воспитание нравственности в обществе. Пропаганда нравственных основ поведения лежит в основе работы священника любой церкви. Будешь хорошо себя вести – попадешь в рай. Церковь, как нравственный институт, делает огромную работу полезную для общества, не смотря ни на какие часы, пыль и квадратные метры. Хотя это, почему-то, не мешает бандитам, очень даже воцерквленным пацанам, убивать и грабить. Бандитам не мешает. А вот совестливым людям очень даже помогает. Бабушкам помогает.. . Ведь скоро спросится… Вообще, нравственным людям помогает оставаться нравственными.
Ну и третья неоспоримая функция церковных институтов – это государственообразующая. Еще несколько столетий назад эта функция была едва ли не главной. Представление о единстве троицы разделяло государства и объединяло народы посильнее физических границ и языка. Еще недавно люди делились не на Русских, Немцев, Турков, а на верных и неверных. Церковные догматы определяли не только границы народов, но и их поведение. Трудолюбие протестантов, разгильдяйство православных, накопительство старообрядцев, все это насаждалось в общество церковными иерархами. К чему я говорю эти всем известные прописные истины? Да только ради того чтобы напомнить, что церковь это не только сказки про хиповатого пьяницу экстрасенса, превращавшего воду в вино. Что церковь — это не только, и не столько пропагандист средневекового мракобесия, и сказка про плащаницы, камни, дармовые хлеба и щеки, которые нужно кому-то подставлять. Церковь — это великий культурный пласт человеческой цивилизации. Это философские учения и нормы поведения за которые наши, еще совсем недавние, предки шли на смерть. Шли в бой . Это не только великие ценности для наших дедов, но это великое культурное наследие и важнейший социальный институт, все еще, имеющий огромное значение для любого общества.