Распределение всей тягловой массы по разрядам владельцев:
посадских и черных крестьянских дворов – 92 тыс. (10,4%);
церковных, архиерейских и монастырских – 118 тыс. (13,3%);
дворцовых – 83 тыс. (9,3%);
боярских – 88 тыс. (10%);
дворянских – 507 тыс. (57%).
Только 10,4% всей тягловой массы, городской и сельской, удерживала за собой свободу от крепостной повинности. На высшую церковную иерархию работало 1/6 часть крестьянских дворов, почти 20 тыс. На монастыри, т. е. на иноков, отрёкшихся от мирской суеты, чтобы за его счет молиться о его грехах, горбатились в поте лица 100 тысяч тягловых дворов крестьян-холопов. На одного монаха с ложкой в одной руке и библией в другой приходилось десяток крестьян с сошкой.
Более того, существовало немалое число привилегированных монастырей, находящихся под крышей князей, царя, митрополита. Покровительство доходило до полного безобразия, так как патроны усматривали в монастырях крупную доходную статью. Таким образом, к началу 18 века обозначился кризис Православной церкви, которые усугубили реформы Петра Великого.
Пётр Алексеевич смотрел на смиренную братию в рясах, как на людей, которые «поедают чужие труды» , от которых являются, сверх того, «забобоны, ереси и суеверия» . Сие «из написанного Феофаном Прокоповичем по мысли Петра «Объявление, когда и какой ради вины начался чин монашеский и каковый был образ жития монахов древних и како нынешних исправить?» .
Церковь в целом восприняло усиление бесправия подавляющего числа населения страны безропотно, ибо к тому времени утратила духовное лидерство в обществе. Крепостное право, бесспорно, черное пятно на репутации Русской Православной Церкви. К слову, этих пятен хватает. Можно ещё вспомнить поддержку долгогривыми деятелями из зарубежной Русской Православной церкви агрессии Гитлера против СССР. Но вряд ли попы будут каяться в своих заблуждениях.
«Священники только и живут поборами, – писали крестьяне из села Казаково Нижегородской губернии в 1905 году. – Берут с нас яйцами, шерстью, коноплями и норовят как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер – деньги, родился – деньги, исповедовался – деньги, женился – деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случился голодный год, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее... »
Сами отношения внутри Церкви также несли в себе неистребимое желание духовидцев жить с удовольствием, размеренно, стильно. Цитата из обширного труда «Страницы истории России в летописи одного рода» (в нем ведется повествование по типу дневниковых записей священнослужителей одной фамилии с 1814 по 1937 гг.) : «Правда требует указать на одну темную сторону получения священнослужительских мест при этом владыке в то время. Часто тогда места чуть ли не покупались за деньги: кто больше даст, тот и получает просимое место. И сам владыка Сергий тут был не без греха. А особенно высоко поставил себя по части взяточничества секретарь архиерейский Петр Иванович Талепоровский, а после него, еще удалей, Александр Иосифович Переборов. Сдавши экзамен, чтобы получить поскорее место, и мне пришлось тогда познакомиться с первым секретарем и сунуть ему двадцать рублей из своего двадцатипятирублевого месячного жалованья. Со стороны же других священников, искавших перевода на лучшие богатые места, давались тогда и сотни рублей» .