Большим любителем эпиграфов был Бальмонт.
И очень часто для эпиграфов не только к отдельным стихам, но и к целым
сборникам или к их разным циклам он использует цитаты из произведений
испанских писателей и поэтов, как известных, так и незнакомых нам.. .
причем в оригинале.
"Не счастье ли - найти клад, и не высокая ли радость прочесть неожиданно,
в подлиннике, на чужом и на близкородном языке то, о чём когдато думал сам,
думал и забыл или не умел выразить"-писал Бальмонт.
Цикл его стихов "Ветер с моря" из сборника "Тишина" предваряется
четверостишием из Сервантеса:
"Я моряк любви, и в её глубоком океане плыву без надежды достичь до
какой-нибудь гавани. "
Цикл "Возле дыма и огня" из сборника "Горящие здания" предваряют слова
Тирсо де Молины:
Кто ты, чтоб так говорить? -
Сложность противоречий.
ВОДА
Влажная пропасть сольется
С бездной эфирных высот.
Таинство - небом дается,
Слитность - зеркальностью вод.
"Только любовь"
От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где, вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты - всюду, всегда, неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,
Хоть в слове бездонность оттенков блистает,
Хоть в слове красивом всегда расцветает
Весна многоцветных цветов.
Вода бесконечные лики вмещает
В безмерность своей глубины,
Мечтанье на зыбях различных качает,
Молчаньем и пеньем душе отвечает,
Уводит сознание в сны.
Богатыми были, богаты и ныне
Просторы лазурно-зеленой пустыни,
Рождающей мир островной.
И море - все море, но в вольном просторе
Различно оно в человеческом взоре
Качается грезой-волной.
В различных скитаньях,
В иных сочетаньях,
Я слышал сказания бурь -
И знаю, есть разность в мечтаньях.
Я видел Индийское море, лазурь,
В нем волн голубые извивы,
И Красное море, где ласков коралл,
Где розовой краскою зыбится вал,
И Желтое, водные нивы,
Зеленое море, Персидский залив,
И Черное море, где буен прилив,
И Белое, призрак красивый.
И всюду я думал, что всюду, всегда,
Различно-прекрасна вода.
К. Д. Бальмонт.
История с эпиграфами к главам повести А. Пушкина "Капитанская дочка" очень интересна. Конечно, сомнения не вызывает эпиграф ко всей повести "Береги честь смолоду" (пословица) . А вот некоторые эпиграфы к главам, оказывается, сочинял сам Пушкин, подписывая мысль именем известного литератора. Например, критики подвергли сомнению авторство эпиграфа к главе "Поединок" - "-- Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! " (Княжнин) и эпиграф к главе "Мятежная слобода" - "В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. “Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? ” - Спросил он ласково. " (А. Сумароков) . Но ведь согласитесь, что без эпиграфов "Капитанская дочка" была бы попросту другим произведением.... Ай да Пушкин!
Если у человека есть "зачем", он вынесет любое "как".
Ф. Ницше
"Мне неизвестно толком, чем всё это кончится, но что бы там ни было, я иду навстречу концу смеясь". Г. Мелвилл ("Моби Дик"), эпиграф к роману Рэя Брэдбери "Что-то страшное грядет".
"Путь в тысячу ли начинается с одного шага" (Стоящий-на-краю-пропасти-глубиной-в-тысячу-ли).