Примеры вопросов вы боитесь темноты? хоби- зто что что такое парад планет? вы боитесь темноты? Как вы относитесь к советскому мультфильму "Ёжик в тумане"?×Обрати внимание! У тебя новые уведомления на «Обсуждай» 10 новых опросов для тебяОтветь на вопрос получишь +1 монетуЕкатерина ФедороваЕкатерина ФедороваонлайнСырым не едят, вареным выбрасывают. Что это?ПропуститьТвои вопросы для всех Что такое черная дыра?Задать еще вопрос
Откуда и как появились у хантов домашние олени? В устной традиции народа это
объясняется и естественным, и сверхъестественным образом. Например, кочующие
по Полярному Уралу оленеводы Сязи рассказывают, что у них олени повелись от
дикого олененка, прирученного прадедушкой. У дедушки было уже сто
самцов-хоров, не считая самок-важенок. Есть также предание о споре между
казымскими хантами и народом ахус-ях по поводу оленей, принадлежащих казымской
женщине-духу. В конце концов стадо было поделено так, что кому достался
один олень, кому — десять. По представлениям юганских ханты, домашних оленей
создал или пригнал с Казыма их местный дух Ягун-ики.
Среди домашних выделяется несколько основных категорий: племенной самец-хор,
самка-важенка, кастрированный ездовой бык, яловая важенка и телята —
новорожденный, годовалый и т. д. Размер стад сильно различался: от трех — пяти
оленей на одно хозяйство в южной зоне до тысячи и более в тундре. В первом
случае их содержание служило лишь подспорьем к основным занятиям — рыболовству
и охоте. Летом несколько хозяев совместно выделяли пастуха, если пастбище
находилось далеко от рыболовных угодий. Он устраивал дымокуры, чтобы защитить
животных от комаров и слепней. Дымокур раскладывался на земле и огораживался
кольями, чтобы сгрудившиеся животные не обожглись. Строили и специальные навесы
либо оленьи избушки, а в них дымокуры. (Поэтому в литературе можно встретить
термин «избяное оленеводство».) К осени оленей отпускали в лес, а затем по
первому снегу разыскивали и приводили к зимним поселениям. Здесь они паслись
неподалеку, а для отлова их загоняли в кораль — изгородь вокруг поселения. Это
делалось, когда нужны были олени для поездки.
В лесной зоне малооленные хозяева использовали этих животных только как
транспорт, а забой на мясо был непозволительной роскошью. Иное дело в
лесотундре и тундре, где олень был и основным средством пропитания. Здесь уже
добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Содержание большого стада
требовало непрерывного надзора, постоянных перекочевок на новые пастбища, да и
дымокуров для большого стада не настроишь. Поэтому у северных ханты система
оленеводства была иной. Их цикл перекочевок был построен таким образом, чтобы
летом оказаться либо ближе к морскому берегу, либо на горных пастбищах Урала.
Там много корма и на открытых пространствах меньше гнуса. В этом же направлении
— с юга на север — мигрируют летом дикие олени.
Весной, при отеле, важенок отделяли от быков в отдельное стадо, а осенью, с
началом года, они воссоединялись. Оленям свойственно чувство стадности, которое
заставляет их держаться вместе. Задача пастуха — не дать расколоться стаду или
уйти из него отдельным особям. «Бегунам» надевали на ногу колодку или.
подвешивали к ошейнику тяжелую доску, длинную палку, рогульку. Необходимость
оберегать оленей от волков также требует круглосуточного окарауливания.
Помощником пастуха была специально обученная собака — оленегонная лайка. В
лесной зоне ее функции иногда исполняла охотничья лайка. Кораль в северных
районах сооружали из нарт, поставленных полукругом.
Основное орудие оленевода — «веревка, ловящая оленя», т. е. аркан. Им
пользовались мужчины при отлове животных в стаде, гуляющем на свободе. Женщины
подманивали хорошо прирученных животных пищей, определенными звукосочетаниями
или по кличке. К оленям, загнанным в кораль, спокойно подходили и повязывали на
шею веревку, чтобы отвести к месту запряжки. Кое-где для привязывания оленей
ставили специальные столбы с фигурным навершием, напоминающие коновязи.
Очевидно, это след древней коневодческой культуры. О ней напоминает и одно из
названий оленьего недоуздка: пяк — во простейшего недоуздка — обороти из двух веревочных
петель. Ее надевали на оленя, когда он сбрасывал рога, и на животное, которое
вели к месту жертвоприношения.
Для запряжки оленя в нарты использовался более сложный недоуздок — из ремней
и костяных пластинок. Видимо, он был изобретен очень давно: пластины найдены на
Усть-Полуйском археологическом памятнике, где жили предки обских угров около 2
тыс. лет назад. От недоуздка отходит поводок-вожжа, которым ездок управляет
передовым оленем. На грудь животному надевали кожаную лямку, а на туловище —
кожаный пояс. От лямки к нарте идет ременной тяж. Чаще всего лямка и пояс
соединены ремешками и пряжками в единую систему и надеваются на оленя вместе.
Но, например, на Югане они не соединены, и этот факт очень интересен, он
раскрывает историю упряжки. Очевидно, когда-то ее детали существовали
раздельно, и эту традицию сохранили юганцы до наших дней. Таковы основные детали
упряжки передового оленя, который направлял ход остальных -пристяжных оленей.
Они пристегивались к передовому, и их упряжь более проста. Общими усилиями
олени тянули нарту с ездоком. Он садился на нарту слева и управлял оленями тоже
слева, с помощью вожжи и длинного тонкого шеста — хорея. На одном его конце
была насажена круглая деревянная втулка, чтобы не поранить оленя, а на другом
иногда — копье (рис. 12). Копьем пробовали прочность льда и пользовались как
оружием в случае нападения волков на стадо. Левостороннее управление — признак
западно-сибирского оленеводства, в Восточной Сибири оно было правосторонним.
Эти особенности — такая же загадка, как лево- и правостороннее управление
автомобилем в разных странах.
По всей
территории ханты распространен единый тип нарты, и только на Югане оленя
запрягали в так называемую собачью нарту. Она хрупка, изящна, меньше весит.
Юганская нарта — универсального назначения, на ней и ездят, и возят разные
грузы. В более северных районах нарты различались по устройству в зависимости
от назначения: одни были ездовыми, а другие грузовыми. Ездовые разделялись на
мужские и женские, а грузовые имели свои особенности в зависимости от того, что
на них перевозили: продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз. Женщина
возила с собой детей, поэтому ее нарта была длиннее, либо со спинкой, либо со
сводчатым покрытием — это уже кибитка. Для перевозки шестов чума настила не
требовалось вообще, а для продуктов и семейных святынь нарту строили в виде
ящика с крышкой. Есть некоторые указания на то, что у ханты существовала
двухсторонняя нарта — «хоть с той стороны запрягай, хоть с другой». Ее видел в
конце XIX в. венгерский ученый Й. Папай.
В отличие
от оленеводства, достаточно широко распространенного у этих народов на
протяжении длительного времени, сельское хозяйство, по мнению историков,
появилось относительно недавно. У некоторых групп – примитивное земледелие,
заимствованное в XVI-XVII вв. у русских, и скотоводство (лошади, коровы, овцы),
разведение домашней птицы. Конечно, на севере можно выращивать некоторые виды
овощей (например, картошка частенько встречается в местных огородах и неплохо
растет), но отнести данное занятие к традиционным видам хозяйствования нельзя.