Что касается оскорбления изображений и реликвий... что то есть сказать?
Что касается оскорбления изображений и реликвий – это неприятно, как если бы сожгли фотографию любимого человека. Но Богу и святым от этого ничего не делается. Если же в результате, скажем, разрушения храма страдает вера – значит, это была вера в здание, или вера в какого-то такого Бога, Который сразу же немедленно карает грешников, не давая им возможности раскаяться. Это явно не тот Бог, что отдал Сына Своего на смерть за всех людей. Верим – значит, построим еще храм, нарисуем новую икону и по-прежнему будем любить Бога и ближних. А чудесное мироточение приложится***.
Ходить в храм, знать все обряды и обычаи, знать, каким святым когда и в каких случаях кланяться, к каким мощам и реликвиям прилагаться – это еще не вера. Это обрядоверие. Замечу тут же, что, хотя опыт Бога связан с внешним оформлением храма косвенно, чисто эстетически мне приятнее находиться в символически оформленном пространстве. Может быть, когда-нибудь храм будет заменен «помещением для религиозных нужд» , как в Пражском аэропорту – внешне похожее на офис, внутри – равномерный серый цвет и направление на стороны света, никаких изображений, ничего. Может быть, туда будут приходить люди и молчать о своем. Надеюсь только не дожить до этих благословенных времен. Обе крайности – и обрядоверие, и чисто медитативные практики с полным погружением в себя, как мне кажется, обрезают нечто важное. Первая – обязательность внутренних изменений и как следствие поведения человека в быту, вторая – любовь к красоте и выражение любви к Богу через создание символов, творчество.