Приватизация жилья, в отличие от всего иного госимущества, прошла сравнительно справедливо. Во всяком случае, население получило не сертификаты, которые превратились в пустые бумажки, а реальную собственность — квартиры. Вот только с налаживанием эффективного использования полученной собственности не получается. жэки, работая по старинке, в новых условиях проявили полную несостоятельность и неэффективное использование средств. Доходило до того, что иные из них на свои потребности тратили до 80% средств, собранных для оплаты всего комплекса услуг. Несоответствие между перманентно возрастающими ценами на тарифы (вне зависимости от качества услуг) и их качеством стало очевидным.
Вот типичная форма конфликта. В сдающемся в эксплуатацию доме мнение новоселов разделились. Одних устраивали дорогие услуги, предложенные управленческой компанией, другие не хотели становиться объектами для чьего бы то ни было бизнеса и настаивали на самостоятельном управлении жильем, когда и услуги дешевле, и расчеты за них прозрачные. Поскольку они определяются и контролируются не сторонними структурами, заинтересованными в получении прибыли, а избранным жильцами правлением. Однако управляющую компанию, положившую глаз на дом, такой разброс мнений не смутил. Пользуясь неведением многих жильцов о происходящем в сдающемся в эксплуатацию доме, частники сумели, опираясь на своих сторонников, заключить кабальный договор. Когда же малоактивное большинство жильцов после получения платежек с непомерно большими цифрами стало вникать в происходящее, изменить ситуацию оказалось непросто. Ведь в распоряжении коммерческой структуры — обширные связи, финансовые ресурсы, опытные юристы. А судебные разбирательства заканчиваются, как правило, не в пользу жильцов.
Исключение в виде победы жильцов только подтверждает правило. В большинстве таких случаев жильцы остаются в проигрыше. Понятно почему. Управляющая компания или частный жэк, экономя на персонале по обслуживанию домов, не жалеют средств на содержание юридических служб — они у них, как правило, квалифицированные и неуступчивые.
При таком повороте дел с нормальным развитием перспективной формы самоуправления жильцов своей собственностью было покончено. Инициатива людей начала подменяться административным нажимом, дополняемым материальными приманками. Число ОСМД стало демонстрировать ускоренный рост. Согласно статистике, сейчас в 17% многоэтажек созданы объединения жильцов, в столице доля этих домов составила еще больше — 19%. Но чем больше шума вокруг ОСМД, тем больше сомнений в том, что вновь создаваемые объединения будут такими же эффективными, как их предшественники.
В СМИ проводятся шумные информационно-пропагандистские кампании, направленные на то, чтобы убедить жильцов не заморачиваться налаживанием собственного быта, а положиться целиком на предпринимателей, желающих вести доходный бизнес. Дескать, опытные управляющие компании, работая по принципу «все включено» , избавят вас от всяческих хлопот.
В Польше, где число объединений жильцов, подобных нашим ОСМД, составляет более 130 тыс. , они созданы в большинстве многоквартирных домов. Согласно жилищному законодательству, такие объединения — главные субъекты управления жильем. Под их управлением не только текущее обслуживание домов, но и реконструкция, модернизация устаревшего жилого фонда. Они решают, по существу, все вопросы. Через них государство выдает субсидии на содержание и реконструкции домов, а банки — кредиты. Лучшим показателем их работы стало то, что при большом размахе работ по реконструкции и модернизации жилья, использовании заемных средств здесь нет проблемных кредитов. Нашим реформаторам, прежде чем начинать новый цикл обсуждения и принятие Жилищного кодекса, следовало бы учесть как опыт (негативный и позитивный) соседних стран, так и реальные отечественный наработки.
Данный тариф устанавливается постановлением Департамента по тарифам вашего региона. Вам необходимо ознакомиться с ним на официальном сайте администрации. Удачи.