Грех это не проступок, который прогневляет Бога, нарушает Его Волю, как это ложно часто понимают, грех - это рана, наносимая человеком самому себе, нарушение законов человеческой природы. Человек пьёт - у него цироз печени, объедается - ожирение и проблемы с обменом веществ, босиком пойдет по снегу - восполение легких, выйдет в окно 3-го этажа - разобъется и поломается. Это все Бог наказывает? Нет, это человек нарушает закон своей физической природы, а есть и духовные законы, которые так ясно не видимы, но нарушение которых оказывают на человека не менее пагубное воздействие. То что я на кого то обижаюсь, осуждаю, ненавижу, или позеленел от завистии т. п. - от этого страдаю я сам, прежде всего.
Многие думают согрешу, Бог милостив, простит. Ложь такого понимания в том, что человек берет и начинает калечить сам себя, не осознавая этого, думая что грех это так, авось не заметят или не вменят, я же верующий ну накрайняк просто попрошу прощения и простят. Хочется сказать, глупец, разве Бог обижается на тебя, от того, что ты бьешься головой о стену? Ты наносишь себе увечье сам, добровольно. А потом пойдёшь к Богу говорить, прости, я вот тут головой побился малость. . Бог скажет глупец, разве я обижался на тебя, ты сам себя узуродовал. И идет человек дальше биться головой, хотя ещё старая рана продолжает кровоточить, делает себе новую. А потом в ужасе: "я болею, я страдаю, жизнь превратилась в ад за что"?? "Я же в храм хожу, свечки ставлю, даже каюсь! ".
Что же такое покаяние. Покаяние, когда человек осознает всю пагубность того, что делает, видит, что этим самым он вредит самому себе, решает: "во что бы то ни стало, хочу излечиться от этого греха, этой страсти, этой скверны, мне очень плохо от нее, я её ненавижу". Человек понимает, что сам он не может просто так взять и перестать согрешать, он весь пропитан этим грехом и страстью, но он уже больше не в силах так жить. По мере такого осознания, приходит смирение в душу и человек вопиет к Богу о помиловании и исцелении. И вот только тогда человек становится в состоянии открыть свою душу перед Богом. Только тогда исцеляющие лучи Божественной благодати смогут проникнуть в душу страждущего и происходит уврачевание страстей и скверн и греховных навыков. Именно это и есть покаяние, а не тот "отчет о проделанной работе", которым мы пытаемся заменить покаяние.
Антоний Великий писал: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, С ДЕМОНАМИ ЖЕ МУЧИТЕЛЯМИ СОЕДИНИАЮТ. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».